Вишерский край - маленькая точка на огромных просторах страны, но и он оставил неизгладимый след в судьбе России. Мы часто восхищаемся древностями далеких городов и стран, не подозревая о том, что живем в не менее древнем крае со своеобразной культурой и традициями.   

Нашему городу исполнилось 65 лет. Много это или мало? Для истории это миг, а для человека - целая жизнь. Поселение, возникшее на берегах Вишеры в результате строительства Вишерского целлюлозно-бумажного комбината, получило статус города 2 июля 1942 года, но было ли на этом месте поселе­ния людей раньше?

В грамоте ясачных вогул от 1689 года на имя царей Иоанна и  Петра Алек­сеевичей упоминается село Морчаны как граница вогульских владений по Вишере, сегодня село Морчаны - это один из микрорайонов города. Это пер­вая самая ранняя дата, свидетельствующая о поселении людей на месте сов­ременного города.

Другая дата связана с возникновением поселка Вижаиха, на месте которого затем и возникнет непосредственно город и бумажный комбинат. Связано возникновение поселения со строительством Вижайхинского чугунно-пла­вильного завода, который был возведен на средства Волжско-Вишерского русско-французского акционерного общества в 1897 году. Это вторая дата, от которой можно вести отчет возникновению поселения на месте нашего го­рода.

В апреле 1930 года на месте поселка Вижаиха и остатков чугуноплавиль­ного завода начинается строительство Вишерского ЦБК, а вместе с ним и по­селка Красновишерск, это третья дата рождения поселения и, наконец, офи­циальный документ, который говорит о том, что поселку Красновишерск присваивается статус города, датирован 2 июля 1942 года. Она и является днем рождения одного из северных городов Пермского края – Красновишер­ска.

Не велик Красновишерск. Он не может соперничать со своими соседями ни стариной, как Чердынь и Усолье, ни огромными промышленными пред­приятиями, как Соликамск и Березники, но он притягивает своей простотой маленьких городов, зеленью скверов, красотой окружающей природы и, ко­нечно же, самими жителями -  потомками коренных жителей и репрессиро­ванных в жестокие 30-50-е гг. ХХ столетия людей. 

С краевым центром и соседними городами наш город связывает  одна до­рога: Красновишерск – Соликамск, как часто её называют «Дорога жизни». По ней идут грузы, едут пассажиры. И каждый раз, возвращаясь в родной го­род, с нетерпением ждешь знакомую стелу у въезда и, конечно же, силуэт се­дого Полюда.       

Строительство комбината и поселка Красновишерск началось весной 1930 года силами заключенных Вишерского лагеря особого назначения. А за нес­колько лет до этого в поселке Вижаиха открылось четвертое отделение СЛ

ОНа (единственного в ту пору в СССР концентрационного лагеря – Соло­вецкого лагеря особого назначения).

С началом же строительства, отделение было преобразовано в самостоятельный лагерь, который получил название ВИШЛОН. Арестованные иногда по совершенно надуманным или сфабрико­ванным делам отбывали срок в Вишерском лагере. Многие заключенные, в том числе и знаменитый писатель ХХ века Варлам Тихонович Шаламов - ав­тор «Колымских рассказов» и антиромана «Вишера». Именно благодаря этому автобиографическому произведению, мы имеем небольшие крупицы информации о лагере начала 30-х годов. Из этого же произведения мы узнаем о тех людях, которые отбывали свой срок в Вишерском лагере, об их бедах и лишениях, которые им приходилось претерпевать.

Строительство Вишерского целлюлозно-бумажного комбината и поселка Красновишерск возглавлял  бывший латышский стрелок, командир полка ла­тышских стрелков сотрудник НКВД, просла­вившийся участием в знаменитом деле Лок­карта, или, как еще его называли, «Заговор пос­лов», - Эдуард Петрович Берзин. Человек для своего времени достаточно образованный, возглавил стройку, несмотря на то, что мно­гие считали его и считают до сих пор началь­ником лагеря. Хотя, на самом деле, он больше занимался делами строительства. А делами лагеря ведал его заместитель Филиппов. В годы Советской власти Берзин был избран почетным гражданином города, и в его честь была названа одна из новых улиц Краснови­шерска. На здании заводоуправления ВЦБК была установлена мемориальная доска, но в годы перестройки, как и многое в тот период, она была осквернена и уничтожена. Вместе с комбинатом не только строился город, но и обустраивалась зона самого лагеря. Это был по тем временам образцовый, если так можно выразиться, лагерь. Как пишет Варлам Шаламов, строительство велось по, так называемому, Соловецкому стандарту, т.е. бараки, рассчитанные на 250 человек. Всего же Вишерский лагерь мог вместить одновременно около 11 тысяч заключенных. По данным общества «Мемориал» за годы су­ществования Вишерского лагеря (с 1929 по 1934 год) через него прошло бо­лее 70 тысяч человек.

Грандиозное строительство бумажного комбината, развернувшееся в глу­хой уральской тайге, требовало неимоверных усилий людей, участвовавших в этом деле. Строить приходилось все, начиная с нуля, в том числе и рабочий поселок бумажников, по замыслам строителей который должен был стать об­разцовым для своего времени.

Огромный для своего времени комбинат должен был выпускать 5% всей бумажной продукции тогдашнего Советского Союза.

Руками заключенных строительство велось очень быстрыми темпами, и 1-я очередь комбината была построена за рекордно-короткий срок – 18 месяцев. 

 Для монтажа и настройки оборудования из Германии прибыли иностран­ные специалисты, которые нуждались в особых условиях проживания. Для них в городе была построена гостиница для иностранных специалистов.

Вместе с комбинатом рос и поселок Красновишерск.

Одновременно со строительством жилья для бумажников и приглашенных с других бумажных предприятий специалистов в городе планируются и стро­ятся улицы, объекты социального назначения. 

 Городок, так же как и комбинат, представлял в начале тридцатых одну сплошную стройплощадку. Это хорошо передают фотографии тех лет.

Три большие улицы были тогда в поселке: Дзержинского, Заводское шоссе, Пролетарская. На них разместились двухподъездные  жилые 8-квартирные дома коммунального типа. Стоят эти дома в городе до сих пор.

В городе начинается строительство больничного городка, который и сегод­ня является основой центральной районной больницы.

Одним из первых каменных зданий города было здание почтамта, сегодня это узел связи ОАО «Уралсвязьинформ». В то далекое от нас время оно выг­лядело несколько по-другому, отсутствовал второй этаж над помещением, соединяющий правое и левое крыло здания. Это было сделано уже гораздо позднее.

Завод был пущен 31 октября 1931 года, ВИШЛОН или УВИТЛ (Управле­ние Вишерских исправительно-трудовых лагерей) просуществовал еще 3 года и в 1934 году был расформирован. Наиболее трудоспособную часть заключенных перевели на другие стройки, а тех, которые прошли так назы­ваемую браковочную комиссию, оставили на комбинате. Оставлены были так же и те, кто к этому времени уже овладел профессией и работал на комби­нате. Им разрешено было приглашать на Вишеру семьи и таким образом вос­соединиться. А все имущество лагеря передавалось на баланс Вишерского бумкомбината, который становился собственником бараков, конюшен, т.е. всего недвижимого имущества, которое не возможно было перевести вместе с заключенными. 

Главной проблемой для Красновишерска и бумажного комбината была проблема дорог. Надежной автомобильной дороги до Соликамска не было до конца 60-х годов ХХ столетия, поэтому основным транспортом, на который мог рассчитывать комбинат, был водный путь по Вишере и Каме.

Поэтому Вишерскому комбинату пришлось создавать собственный флот и развивать соответствующую инфраструктуру. Строить пристань, речной вок­зал и базу собственного флота – затон.        

Для удобства пассажиров, приезжающих в Красновишерск, строится речной вокзал, и весной привозятся дебаркадеры, на больших колесных пароходах можно было добраться до Соликамска и до Перми.

А это уже современность. Здание бывшего речного вокзала - унылое напо­минание о вишерских речниках и белых пароходах с мощными звонкими гудками.

Флот комбината исправно служил ему до середины 70-х  годов ХХ века, исправно нес свою нелегкую службу. Со строительством дороги Краснови­шерск – Соликамск  основной грузопоток стал выполнять автотранспорт, и надобность в флоте отпала. Закрывается и база флота – Затон, жители пере­езжают в город. А отслуживший флот превратился в металлолом.

Работает комбинат, растет и развивается поселок Красновишерск. По од­ной из версий, название поселку дал заместитель Берзина Алмазов (Алмазян). В то далекое время было принято давать названия городам и поселкам с прис­тавкой «красный» - символ Красного знамени пролетарской революции. Так появились на карте города Краснокамск, Красноуфимск, Краснодар и многие другие города страны.

Для жизни поселка жизненно необходимы были все инфраструктуры, со­путствующие в жизни людей.

В 1936 году в городе строится средняя школа. До сих пор она именуется как № 1.

Растущий поселок требовал людей с образованием, однако одна школа уже не удовлетворяла, не­большая школа в селе Морчаны была не способна вместить всех ребятишек, тогда принимается решение о строительстве еще одной школы на берегу реки Вишера рядом с городским парком. К осени 1936 года начальная школа №1 была построена и получила в народе название Красная. Сегодня, это средняя школа № 4.

За 70 лет своего существования школа № 4 неоднократно реформирова­лась, становясь то средней, то восьмилетней, в зависимости от того, какое было принято базовое  образование в стране. 

Постепенно в поселке появляется водопроводные и канализационные сети. Некоторые дома подключены к отоплению. В поселке работает дом культуры имени Дзержинского, баня, прачечная, больница, силами жителей был обору­дован парк в лесном первозданном бору в центре города.  В Красновишерске в день пуска комбината состоялось торжественное собрание, и после него впервые было показано звуковое кино. Так что «великий немой» заговорил на Вишере раньше, чем в Перми.

Комбинат постепенно наращивал мощности по выпуску бумаги, становясь одним из лучших предприятий отрасли. Бумага Вишерского комбината шла для правительственных организаций ЦК партии и знаменитого тогда изда­тельства «Госполитиздат». На ней было принято печа­тать произведения класси­ков марксизма-ленинизма.

Через знаменитую первую проходную проходили сотни рабочих, работаю­щих на комбинате, в те годы считалось очень прес­тижно работать на комбинате и желательно в основных цехах.

 Конец 30-х  годов стал для многих жителей поселка новым испытанием. Развернувшийся в стране террор не мог обойти стороной бывших заключен­ных Вишлага и репрессированных, обретших на Вишере вторую родину. Многие из них пошли по второму кругу сталинских лагерей, испив чащу ли­шений до конца и повторив путь Варлама Шаламова во всех его подробнос­тях и деталях.

Развитие Красновишерска во многом опережало районный центр Чердынь, да и территория Чердынского района была очень велика. В 1938 году из сос­тава Уральской области выделяется новая Пермская, а затем переименован­ная в Молотовскую область. В январе 1941 года было принято решение о вы­делении из состава Чердынского района нового Красновишерского с центром в поселке Крановишерск. Так, на северо-востоке Молотовской области появ­ляется новый, один из крупнейших по территории, Красновишерский район. В поселке создаются новые органы районной власти, и все это накануне труд­нейших испытаний выпавших на долю нашего народа – войны.

Войну, как и вся страна, город встретил взволнованно и настороженно. 5107 красновишерцев ушли в те годы на войну. Не щадя жизни дрались с врагом на всех фронтах, растянувшихся от Ледовитого океана до Черного моря. Красновишерцы воевали под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, на Курской дуге,форсировали Днепр. Многие кто дожил до того дня, перешили границу Германии. Более двух тысяч из пяти не суждено было увидеть родной Полюд, не услышать гудок родного комбината.   Тех, кого  не призвали на фронт, отправили в так называемые трудармии и всю  войну они работали на оборонных объектах области и страны. Вишерский целлюлозно-бумажный комбинат выпускал так необходимую для фронта картографическую бумагу, в механическом заводе отливали заготовки гранат, в лесоцехе производились заготовки для лыж и прикладов стрелкового оружия. 

1942 год стал не только годом, когда поселку Красновишерск был присвоен статус города, но это был год появления на Вишере первого детского дома, состоящего в основном из ребятишек блокадного Ленинграда и области, а так же открытие госпиталя в здании школы № 1.

Окончилась война. Страна восстанавливала разрушенное хозяйство. Вишерский край помогал, чем мог, но он продолжал оставаться местом, куда тоталитарная власть по-прежнему пыталась упрятать ей неугодных. Встретила Вишера и солдат Русской освободительной армии генерала Власова, в простонародье "власовцев", и полицаев, и "лесных братьев", и укринских националистов. Вместе с остальным населением, которое тогда состояло из местных жителей и ранее высланных, они работали в цехах ЦБК и в лесных поселках - на лесозаготовках. Они прижились на Вишере, породнились с ее жителями, и сегодня населения города - прежде всего потомки раскулаченных и репрессированных, а также выходцы из так называемых неперспективных деревень, разоренных до основания. Места, где стояли когда-то эти деревни, сегодня зияют пустыми глазницами окон полуразрушенных домов.

1953 год был знаменательным в жизни послевоенного Красновишерска. На ВЦБК была пущена в эксплуатацию вторая бумагоделательная машина по переработке отходов и выпуску оберточной бумаги. Полученная по репарациям из побежденной Германии машина вот уже более 50 лет находиться в строю.

В 50 – 60 годы с развитием лесокомплекса развиваются, растут и благоустраиваются лесные поселки Вая, Мутиха, создаются новые с благозвучными названиями Северный, Светлый, Вишерогорск. Прокладываются узкоколейные железные дороги в местах массовой заготовки леса. Так появляется Гежская УЖД и Вижайхинская УЖД с выходом непосредственно во двор бумкомбината.

Огромным событием стало для города строительство нового Дома культуры бумажников, взамен сгоревшего клуба им. Дзержинского построенного еще для торжественного мероприятия  связанного с пуском комбината в 1931 году. Новое здание ДК было открыто в 1956 году. 

В 60-е годы начинается развитие города в том виде, каким мы видим его сейчас.  

Всем миром, как когда-то в старину, рос и благоустраивался Красновишерск. Разбиваются скверы, мостятся главные магистрали города, начинается строительство телевизионного ретранслятора на горе Полюд и создание собственного аэропорта. И все это без помощи государства на средства предприятий и при помощи бесплатного труда самих жителей города, выходивших на субботники и воскресники, в выходные дни и после рабочих смен. Так были одеты в брусчатку улицы Гагарина и Дзержинского, 1-я М.Горького, Куйбы- шева, Карла Маркса проулки и переулки города.

В городе появился и начал активно функционировать Дом спорта и стадион.

Над городом теперь можно было видеть широкий размах крыльев самолетов Ил-18 и, пользуясь этим видом транспорта, долететь не только до Перми и Чердыни, но и до северных поселков района, например до Ваи.

50 – 60 годы стали для города годами приобретения современного облика знакомого всем. Строятся торговые точки в центре, которые создают своеобразный облик Красновишерска на протяжении уже нескольких десятилетий: это магазины «Юбилейный», «Крепар», кафе а тогда ресторан «Ветлан».

Проходит время, и вот уже не только бумажники и лесозаготовители являются жителями нашего города и района. Появляются новые предприятия, новые профессии, новые люди.

В начале 60-х годов в районе начинает активно действовать Вишерская геологическая экспедиция, а вслед за ней с 1962 года в районе начинается промышленная добыча алмазов на реке Щугор, а с 1966 года перебазируется в район и управление прииска «Уралалмаз».

В 1968 – 1969 года в Красновишерске разворачивает свою деятельность Управление разведочного бурения.

Вторым рождением лагерей называют на Вишере год 1982, когда в район ввели подразделения МВД по лесозаготовкам под "секретным" названием "Вишераспецлес" (В-300). В 1990 г. деятельность учреждения В-300 прекращена. В этом же году в городе открыт памятник воинам, погибшим в Афганистане, организована районная станция юных техников.

В 1991 г. государственной комиссией принят 100-км участок асфальтированной дороги Красновишерск - Соликамск. Открылась новая Центральная детская библиотека.

В начале 90-х годов прекращает свою работу местный аэропорт. В стране происходит приватизация государственного имущества и предприятия получают новых собственников. Когда-то одно из крупнейших предприятий, ВЦБК переживает не лучшие времена.

 

Благодарность за предоставленную информацию Яковлеву Игорю Владимировичу.

Шаламов.

Памятник Шаламову.

Аэродром.

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

Конструктор сайтов - uCoz